Пассивная артикуляционная гимнастика

Учитель - логопед Щелкунова Елена Павловна.
Учитель - логопед
Щелкунова Елена Павловна

Цель программы: формирование правильной артикуляции фонем, укрепление мышц органов артикуляции (мышцы языка и лицевой мускулатуры).

Задачи: 
1. Сформировать определенное положение щек, губ и языка, которое необходимо для четкого произношения конкретного звука (или группы звуков).
2. Создать условия для тренировки мышц речевых органов и нормализации тонуса артикуляционных мышц.
3. Формировать навыки быстрого изменения и переключения положения губ, щек и языка.

Программа занятий

Содержание программы:

1. Поднять брови. Отдельно левую, правую, обе сразу. Учитель-логопед пальцами поднимает брови ребенка.
2. Закрыть один, другой глаз, оба сразу.
3. Опустить углы губ, поднять углы губ. Учитель-логопед двумя пальцами выполняет эти движения.
4. Перетягивать углы рта отдельно вправо, влево.
5. Наморщить нос, лоб.
6. Растянуть углы губ и собрать в трубочку. Учитель-логопед поочередно выполняет эти движения, поставив пальцы в углы губ ребенка.
7. Поднять верхнюю губу, опустить нижнюю.

      Все перечисленные упражнения выполняются с помощью рук учителя- логопеда. Каждое движение выполняется в три стадии.
Для нижней челюсти:
1. Учитель-логопед располагает пальцы своей руки на подбородке и производит открывание и закрывание рта ребенка. Максимальное открытие рта фиксируется под счет.
2. Выдвижение нижней челюсти вперед, вправо, влево с фиксацией позы под счет с последующим возвращением в исходное положение.
Затем эти движения выполняются пассивно-активно и активно.

Для языка:
1. Захватывается кончик языка платком или марлевой салфеткой и выполняются движения в стороны до углов рта, вниз, вверх.
2. Шпателем удерживают язык на верхней губе, за верхними зубами, в углах губ, прижимают к нижней губе, удерживая язык широким.
Для перехода к активной гимнастике необходимо ознакомить ребенка с органами артикуляции и их названиями. Предлагают рассмотреть рисунки органов артикуляции, отображение в зеркале.

      Например:
1. Ребенок по инструкции учителя-логопеда должен растянуть губы в улыбке, а логопед препятствует этому, удерживая углы губ.
2. Ребенок по инструкции учителя-логопеда должен собрать губы в трубочку, а логопед удерживает углы губ.
3. Ребенок по инструкции учителя-логопеда должен высунуть язык вперед, поднять вверх, отодвинуть в углы рта, а учитель-логопед шпателем препятствует выполнению движения.

Таким же образом выполняются  и другие упражнения.


 

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie